аморальный кот (adilbek) wrote,
аморальный кот
adilbek

Азбука социализма. Перевод.

Является ли социализм западным концептом?

Ниведита Мажумдар


Социализм витает в воздухе. Он вернулся в Соединенные Штаты с кризисом 2008 года, который сделал эксплуатирующую природу капитализма видимой для нового поколения, и дал волю борьбе против политики экономии и ошеломляющего неравенства в доходах. Активисты во множестве движений помогли создать среду, в которой кандидат в президенты смог говорить о социализме на национальном уровне.

Хотя он не самая радикальная фигура, Берни Сандерс, который открыто идентифицируется как социалист, притягивает десятки тысяч людей к своей кампании, противореча ожиданиям всех.

Не сюрприз, что идея социализма также встречает тяжелое сопротивление — и не только справа. Среди левых, многие относятся с подозрением к идеалу, которые многие видят как односторонне сфокусированный на экономических проблемах и далекий от ежедневных страданий, особенно от страданий чернокожих и азиатов. Специфическое возрождение Сандерсом скандинавской социальной демократии вызвало критику, что он одобряет своего рода «нордическую исключительность», которая враждебна к разнообразию. Такие атаки на самые скромные вариации социализма взращены, особенно в кампусах колледжей, теоретическим позициями, которые видят марксизм и многих его потомков как безнадежно европоцентричные.

В основе этих атак на социализм лежит предположение, что социализм, предполагаемая западная (и белая) идеология, в то время как способна обратиться к экономической несправедливости, остается неспособной говорить о проживаемом опыте угнетения и дискриминации на Глобальном Юге, так же как о угнетаемых группах в других местах.

Значима ли эта критика? Социалистические идеи основаны на мнении, что работающие люди по всему миру страдают в руках капиталистов и разделяют общий интерес в противостоянии эксплуатации. Называть это узкой западной идеей будет новостью для более чем 1100 швейных работников в Дакке, Бангладеш, которые были убиты в апреле 2013, когда здание фабрики Рана Плаза, в котором они работали, упало на них. Здание было признано небезопасным для эксплуатации, но их работодатели заставили их работать под угрозой увольнения.

Через два года после разрушения фабрики, Human Rights Watch провело детальное расследование индустриальных практик в Бангладеше. Оно нашло жестокие репрессии во всей индустрии против органайзинга труда, который является эффективной защитой против опасных условий труда и маленьких зарплат. Чтобы остановить профсоюзную активность, владельцы фабрик рутинно вели жестокие кампании запугивания и репрессий против рабочих, большинство из них женщины. Рабочие, которые пытались возглавить профсоюзы, не только потеряли свою работу, но были занесены в черный список по всей индустрии.

На другой части планеты, в апреле 2015 года, Волмарт закрыл 5 своих американских магазинов, уволив 2200 рабочих с предупреждением за несколько часов. В то время как объявленная причина закрытий была «починка труб», это была репрессивная мера против рабочих, пытающихся организоваться ради более высокой зарплаты и лучших условий труда. Волмарт, где рабочие недавно вышли на голодовку, чтобы протестовать против нищенских зарплат, самый большой работодатель в США для чернокожих, испаноязычных, и женщин.

Европоцентрично ли это утверждать, что бангладешские швейные рабочие также заинтересованы в борьбе за свои экономические права — за достойную жизнь и безопасность на работе — как рабочие, уволенные в американских магазинах Уолмарт? Определенно, их бангладешские менеджеры и владельцы фабрик не думают так. Они не меньше заботятся и не меньше враждебны к идее самоорганизации рабочих, чем менеджеры Уолмарта.

Капиталисты повсюду видят рабочих как источник прибыли. В системе, управляемой только мотивом прибыли, не существует стимула удовлетворять потребности рабочих больше того, чем требует рынок. И законы рынка, несмотря на утверждения неоклассических экономистов, не справедливые и не беспристрастные. Большая экономическая и политическая сила капитала обеспечивает, что законы рынка всегда склоняются в его пользу.

В обоих контекстах, однако, социалистический анализ указывает на другую реальность работы. Против всех предположений, рабочие неизменно наносят ответный удар. Но это всегда мучительная борьба, капитал использует любое оружие в его арсенале, чтобы разрушить сопротивление рабочих. Грубые методы боссов включают в себя физическое запугивание, когда они могут уйти безнаказанными, как в Бангладеше, и более тонкие методы, как закрытие целых магазинов, как в Соединенных Штатах. Для труда, результат борьбы всегда рискованный и непредсказуемый, потому что капитал подавляет несогласие на каждом шагу. Но капитал никогда не может расслабиться, потому что эксплуатация повсюду вызывает сопротивление.

Социализм не европоцентричен, потому что логика капитала универсальна — и так же универсально сопротивление против него. Культурная специфика может по-разному формировать детали капиталистических операций в Соединенных Штатах и Бангладеше, во Франции и Никарагуа, но она не изменяет его фундаментальную приоретизацию прибыли над людьми. Поэтому, за более чем сто лет, многие из самых мощных и сметающих социальных движений на Глобальном Юге были вдохновлены социалистическим идеалом.

Каковы бы ни были их различия, такие разные лидеры как Мао Цзедун в Китае, Кване Нкрума в Гане, Вальтер Родни в Гайане, Крис Хани в Южной Африке, Амилкар Кабрал в Гвинее-Биссау, М. Н. Рой в Индии, и Че Гевара в Латинской Америке видели социализм как теорию и практику не менее подходящую к их опыту, чем это было для европейских трейд-юнионистов. И да, эти революционеры также встречали политических оппонентов, которые отвергали их доводы, как теорию Запада, неподходящую для восточных реалий: лидеры религиозных правых, владельцы земли, и другие экономические элиты. В роковое утро, когда разрушилось Рана Плаза, рабочие были вынуждены зайти в здание. Большие трещины появились на стенах фабрики и инспекторы объявили, что здание под опасностью разрушения. Но менеджмент заставил их начать работу. Опустошенная мать потом вспоминала, что ее 18-летней дочери, которая погибла в здании, угрожали, что не заплатят за целый месяц, если она не выйдет на работу в тот день. Это специфический вид дегуманизации, рожденный в депривации и беспомощности, и знакомый рабочим в каждой части мира, которых заставляют выбирать между средствами к жизни и безопасностью. Социализм распознает источник такой дегуманизации — частное владение и эксплуатация — и отвергает его.

Капитализм не только угнетает рабочих на фабриках. Он создает целую культуру, в которой логика угнетения и соревнования становится здравым смыслом. Он сталкивает людей между собой и подавляет их человечность. Как герой Франца Кафки в Метаморфозах, Грегор Самса, люди отчуждены от себя, изолированы от других людей, и мучаются от потери всего, что может быть возможно.

Нет ничего европоцентричного в отвержении деструктивной логики капитала и борьбы за лучший мир, чтобы заменить его. Это по-настоящему универсальный и человечный выбор.

Социализм не европоцентричен, потому что логика капитала универсальна — и так же универсально сопротивление против него.
Tags: Якобин, перевод
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Я сейчас лежала и ни с того ни с сего заплакала. Обычно слезы начинаются после каких-то мыслей, а тут даже мыслей не было, одна пустота в голове.…

  • (no subject)

    Пока я не посещала сайт loves.kz, его заблокировали в Казахстане. Это копия сайта https://mylove.ru И основной сайт был и раньше заблокирован,…

  • (no subject)

    Ержан Рашев выглядит просто идеально.

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments